Кафедра эксплуатации автомобильного транспорта была организована в 1933 года. Заведовал кафедрой проф. Е.И. Милославский. С 1941г. по 1945 совместно с другими кафедрами была эвакуирована в г.Саратов, где она влилась в Саратовский автомобильно-дорожный институт. После войны в ХАДИ вновь была организована кафедра. С 1946 по 1956 гг. Кафедрой руководил проф. Е.И.Милославский. С 1956 по 1959 зав.кафедрой был доц. Е.Б. Решетников, а с 1959 и по 2005 гг. Кафедрой руководил проф. Говорущенко М.Я. С 25 июля 2000 кафедра называется Системотехники и диагностики транспортных машин. Недолгое время (в 2005 г..) Кафедрой заведовал проф. Варфоломеев В. Н. Сейчас (с 2005г.) Кафедрой заведует проф. Волков В. П., а сама кафедра была переименована в новое название Техническая эксплуатация и сервиса автомобилей
Первым заведующим кафедрой был профессор Е.И. Миславский, в свое время окончил Петербургский институт инженеров железнодорожного транспорта. Он, будучи большим специалистом - транспортником, возглавлял сначала Бухарскую железную дорогу, а затем Николаевскую (Царскую) - Петербург-Москва. После установления Советской власти на Украине, входил в состав руководства Госплана Украины и был начальником Транспортная отдела. В 1938 году он переехал в Саратовский автомобильно-дорожный институт.
С 1938 по 1941 годы кафедра эксплуатации автомобилей была объединена с кафедрой ремонта машин. В 1941 году объединенная кафедра вместе с другими кафедрами ХАДИ была эвакуирована в город Саратов и влилась в состав сажают.
После войны с 1945 по 1946 годы вновь организованной и немногочисленной кафедрой (всего 4 преподавателя) заведовал воспитанник ХАДИ старший преподаватель Л.Я. Лагунов.
С 1946 по 1956 годы кафедрой вновь заведовал профессор Е.И. Миславский. Одновременно он был деканом автомобильного факультета.
Кафедра была очень слабая, отсутствовала материальная база. Размещалась на площади примерно в 50.60 кв.м. По инициативе отдельных сотрудников кафедры директор института профессор А.К. Бируля выделил кафедре полуразрушенное здание автотранспортной лабораторией. Оно было восстановлено и в 1953 году кафедра переехала в новое помещение.
Профессор А.К. Бируля уледял исключительное внимание развитию кафедры. Его можно по праву считать ее "крестным" отцом.
С 1956 по 1959 годы заведующим кафедры работал доцент Б.В. Решетников, одновременно являясь проректором по учебной работе. В 1959 году Б.В. Решетников был назначен на должность ректора института.
С осени 1959 года по осень 2005 года (более 45 лет) заведующим кафедрой является профессор, академик Н.Я. Говорущенко. Без преувеличения можно сказать, что именно при Н.Я. Говорущенко и благодаря его большой любви к кафедре, постоянного поиска новых направлений в совершенствовании учебного процесса и научной тематики, огромной работоспособности кафедра достигла высокого признания.
В 2005 непродолжительное время исполнял обязанности заведующего кафедрой профессор Варфоломеев В. Н. Сейчас кафедрой заведует профессор Волков В.П. С изменеием руководства кафедры было изменено и название кафедры на "Технической эксплуатации и сервиса автомобилей".
В разные годы коллектив кафедры по заказам предприятий выполнял различные конструкторские разработки. Основными из них можно выделить следующие: