Краткая историческая справка

Кафедра теоретической механики и гидравлики вместе с основными кафедрами была основана в 1930 г. одновременно с образованием института. В 2015 г. она также отметила свой 85-летний юбилей.

На кафедре по разным образовательным направлениям обучается ежегодно около тысячи студентов. Она закладывает теоретические основы изучения технических дисциплин.

Шел 1930 - период возникновения в Харькове институтов ХАДИ, ХИСИ, ХАИ и других, родоначальником которых был Харьковский политехнический институт (ХПИ), в то время Харьковский технологический институт (ХТИ). Тогда в этих институтах были организованы кафедры теоретической механики, которые были созданы при участии и на основе одноименной кафедры ХТИ, которой в то время руководил проф. И.М. Бабаков.

Уже тогда для преподавания на кафедру теоретической механики ХАДИ были приглашены известные ученые А.С. Вольмир, Я.Л. Геронимус, В.М. Майзель, А.Ф. Спенглер, А.И. Сирокомский, З.М. Кибальчич.

Кафедру теоретической механики ХАДИ возглавил сначала доцент Давид Зиновьевич Райский, в предвоенные десятилетия кафедрой руководили профессора Б.А. Рымаренко, В.М. Майзель, И.М. Бабаков - известный ученый в области теории колебаний, основатель аналогичной кафедры в ХПИ. В то время кафедра имела мощный преподавательский состав (достаточно сказать, что институт в то время имел не больше десяти профессоров и доцентов).

Вениамин Михайлович Майзель (1900-1943) - выдающийся ученый-механик, член-корреспондент НАН Украины с 1939 года. Закончил Харьковский технологический институт в 1921 году., с 1928 - профессор Харьковского механико-машиностроительного института, заведующий кафедрой динамики машин на физико-механическом факультете с 1935 по 1937 гг.

Вверх

Основные его труды относятся к теории гидротурбомашин, динамики машин, теории упругости. Определил движение жидкости в полостях колес центробежных насосов с учетом влияния количества лопаток и их профиля. Исследовал теорию гибких валов. Автор фундаментальных трудов по термоупругости. Обобщил в теории упругости принцип взаимности Бетти для термоупругости, названный принципом Бетти-Майзеля. Впервые использовал этот принцип для создания метода экспериментального определения напряженно-деформированного состояния в нагретых телах (метод Майзеля).

Иван Михайлович Бабаков (1890-1987) - профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины, известный специалист в области теории колебаний, автор общеизвестного учебника по теории колебаний, многократно переизданного в нашей стране и за рубежом. Один из инициаторов и непосредственных организаторов в ХММИ физико-механического факультета, созданного в 1930 г., заведовал кафедрой теоретической механики с 1923 до 1968 год.

В 1932-1933 гг. от кафедры отделилась группа специалистов, образовавших кафедру строительной механики (О.С. Иловайский, М.С. Ракивненко, Д.М. Ксандров) и кафедру деталей машин и теории механизмов и машин (В. А. Тютрюмов).

В послевоенные годы ученые ХАДИ, в частности заведующий кафедрой, доцент Б.И. Коган и проф. В.И. Блох, выполнили цикл теоретических исследований по вопросам вычисления прочности сооружений, конструкций методами теории упругости. Кроме того, доцент Б.И. Коган решил задачу напряжения и просадки двухслойной напряженной системы, моделировавшей дорожное покрытие. В дальнейшем по этой тематике Б.И. Коган защитил докторскую диссертацию.

В пятидесятые годы кафедрой руководил доцент Борис Маркович Абрамов, известный специалист, возглавивший исследования по вопросам теории машин и механизмов. После перехода Б.Н. Абрамова на кафедру ДМ и ТММ, кафедру возглавляли доценты Виктор Викторович Александров, Игорь Владимирович Винник, Евгений Иванович Романенко. Некоторое время обязанности заведующего кафедрой выполнял ведущий доцент Игорь Всеволодович Жигаловский.

С 1985 кафедру возглавил профессор Валерий Григорьевич Солодов, который руководит ею и сегодня. Под руководством проф. В.Г. Солодова ведущие ученые кафедры принимают участие в разработке, модернизации и усовершенствовании турбин, в частности для ОАО «Заря-Машпроект» (Николаев), General Electric Power Systems, ОАО «Турбоатом»; приняли участие в разработке малого быстроходного дизеля ГКП «ХКБД»; разрабатывают аэродинамические формы гоночных автомобилей ХНАДУ формулы Е-8; разработали аэродинамическую форму рекордного автомобиля «ХАДИ-34» для участия в соревнованиях по экономии топлива «Shell Eco-мarathon». Выполнены экологические исследования придорожного пространства на участках автодорог Украины по заказу Укравтодора.

Ученые кафедры поддерживают научные связи с ведущими институтами и фирмами ИПМаш НАНУ (Харьков), Институт Гидромеханики НАНУ (Киев), НТУ «ХПИ» (Харьков), НАКУ «ХАИ» (Харьков), General Electric (Schenectady, USA), ОАО «Заря-Машпроект» (Николаев), ГКП «ХКБД» (Харьков), Университет м. Принстон (Prinston, USA), ОАО «Турбоатом» (Харьков), ОАО «Уральский турбинный завод» (Екатеринбург, Россия).

В последние десятилетия на кафедре работали выдающиеся ученые в области механики: лауреат Государственной премии Украины, д-р техн. наук, проф. Виталий Исаевич Гнесин, руководитель отдела гидрогазодинамики ИПМаш НАН Украины, д-р техн. наук, проф. Александр Николаевич Шупиков, д-р техн. наук, проф. Николай Григорьевич Шульженко, д-р техн. наук, проф. Борис Филиппович Зайцев - работники ИПМаш НАН Украины.

В 1986 г. кафедра расширила свой профиль и получила название теоретической механики и гидравлики, получила лабораторию общей и дорожной гидравлики и пополнилась преподавательским и лаборантская составом.

Опытные преподаватели и ученые, имеющие большой практический опыт работы и научно-педагогической деятельности, работают в составе кафедры и в последние годы. Это доктора наук, профессора В.Г. Солодов и А.С. Роговой, ведущие доценты А.В. Беловол, С.В. Филипковский, С.В. Красников, ассистент А.Г. Авершин.

Наличие материальной базы кафедры позволяет ее коллективу успешно читать 18 курсов по дисциплинам «Теоретическая механика», «Гидравлика, гидрология, гидрометрия», «Гидравлика и гидропневмопривод», «Техническая механика жидкостей и газов», «Метеорология и климатология», «Общая гидрология» , «Гидрогазодинамика», «Процессы переноса в сплошных средах», «Прикладная теория колебаний», «Теория упругих оболочек». Всего преподаватели кафедры читают более 15 дисциплин. С первого по третий курсы дисциплины преподаются по требованиям кредитно-модульной системы обучения.

Сегодня кафедра имеет одну из лучших в городе учебную лабораторию общей и дорожной гидравлики, оснащенную промышленным оборудованием; кабинет физических основ механики с современным электронным и электромеханическим оборудованием для исследования и демонстрации механических эффектов. Кафедра также имеет современное оборудование для проведения гидрометрической, гидрологической и метеорологической практики на местности. Общая площадь помещений кафедры составляет 285 м2.

Лаборатория гидравлики обеспечена необходимыми лабораторными и демонстрационными приборами для проведения лабораторных работ по дисциплинам «Гидравлика и ГПП» и «Техническая механика жидкостей и газов». Также лаборатория обеспечена оборудованием для проведения практических занятий по дисциплинам «Гидрология», «Метеорология и климатология».