Пневмодвигатель в составе двигателя с внешним подводом теплоты

Современные требования к эксплуатационной экономичности и экологическим характеристикам энергетических установок транспортных средств выдвигают все более сложные задачи перед двигателестроением. Возможным направлением решения этих задач может быть поиск новых принципов работы и конструктивных схем энергетической установки транспортных средств, например, на базе двигателя внешнего сгорания, в котором в качестве энергоносителя используется сжатый воздух и практически любое моторное топливо [31, 32].

В рассматриваемой установке сжатый воздух из баллонов 1, начальное давление которого должно быть более 30 МПа при температуре окружающей среды, через редуктор 2 поступает в буферную емкость 3, в которой поддерживается постоянное давление 2…5 МПа, а из буферной емкости – в камеру сгорания 4. Подача топлива в камеру сгорания осуществляется через форсунку 5. Для воспламенения топливовоздушной смеси используется свеча 6. Из камеры сгорания продукты сгорания по каналам и через электромагнитные клапана 7 поступают в надпоршневой объем рабочих цилиндров 8. Совершив полезную работу в цилиндрах, отработавшие газы через выпускные клапана 9 отводятся в выпускную систему.

Принципиальная схема транспортной энергетической установки

с двигателем внешнего сгорания

Продолжительность процессов смесеобразования и сгорания в двигателе внешнего сгорания увеличены в несколько раз по сравнению с двигателем внутреннего сгорания. Максимальная температура продуктов сгорания в камере сгорания вследствие высоких значений коэффициента избытка воздуха снижена до 800…1300 К, что обусловливает высокие экологические характеристики двигателя, минимальные потери теплоты в стенки надпоршневой полости и с отработавшими газами. Для достижения возможно более высокого индикаторного коэффициента полезного действия необходимо определить рациональные значения площади проходных сечений клапанов и фаз газораспределения.

Для определения влияния площади проходных сечений клапанов и фаз газораспределения двигателя внешнего сгорания уточнена математическая модель рабочих процессов двигателя внутреннего сгорания, позволяющая определить значения параметров рабочего тела в надпоршневой полости двигателя в зависимости от угла поворота кривошипа, индикаторные показатели двигателя [32, 33].

В качестве объекта исследований рассмотрена автомобильная энергетическая установка на базе поршневого двигателя с диаметром цилиндра 88 мм, ходом поршня 82 мм и частотой вращения коленчатого вала 4200 мин-1. Параметры продуктов сгорания во впускном канале приняты из условий: PS ≤ 4 МПа, TS ≤ 1300 К; давление продуктов сгорания в выпускном канале PT = 0,1043 МПа [32]; количество выпускных клапанов на цилиндр iв принято равным 2. Минимальный надпоршневой зазор, соответствующий положению поршня в верхней мертвой точке, принят минимально возможным (0,8…1,1 мм), исходя из принятых допусков на размеры блока цилиндров и деталей кривошипно-шатунного механизма. При оценке влияния площади проходных сечений клапанов на индикаторные показатели цикла фазы га­зораспределения приняты неизменными: φS1 = 355, φS2 = 395, φв1 = 150, φв2 = 280 град. поворота коленчатого вала.

На рисунке приведены зависимости индикаторных показателей двигателя от максимального значения эффективной площади проходного сечения впускного клапана при максимальном значении площади проходных сечений выпускных клапанов (iв·μвfв)max = 1500 мм2. При увеличении максимального значения площади эффективного проходного сечения впускного клапана (μsfs)max со 150 до 300 мм2 индикаторный КПД и удельный индикаторный расход воздуха изменяются незначительно. Температура продуктов сгорания в момент открытия выпускных клапанов Te возрастает примерно на 20 К. Увеличение индикаторной мощности двигателя Ni и часового расхода топлива Bч при этом практически пропорционально увеличению расхода воздуха через двигатель (Ni · gvi). Значение (μsfs)max целесообразно принимать в пределах 250…300 мм2. Значению (μsfs)max = 250 мм2 соответствует отношение (μsfs)max / (i·μвfв)max = 1/6 при диаметре горловины впускного клапана ds = 22 мм.

Влияние эффективной площади проходного сечения впускного клапана

на индикаторные показатели цикла 

(PS=3,7МПа; α=3,5; PT=0,1043 МПа; (iв·μвfв)max=1500мм2)

Вверх