В октябре 1931 года, как отдельное самостоятельное подразделение нашего университета, начала свой исторический путь кафедра автомобилей. Во время создания ХАДИ его руководство организовало десять кафедр, среди которых была кафедра «Автомобили и двигатели». Под таким названием кафедра существовала до 1945 года. За этот период трижды менялся заведующий кафедрой: с 1931 по 1933 гг. ею заведовал А.И. Воейков, с 1933 по 1935 гг. кафедру возглавлял М.П. Денисенко, а с 1935 по 1941 гг. заведовал кафедрой кандидат технических наук доцент И.Е. Любарский. В период с 1931 по 1941 гг. кафедра «Автомобили и двигатели» объединяла все автомобильные дисциплины, которые принадлежали автомобильному (механическому) факультету. В течение 1934 – 1936 годов на кафедре были созданы лаборатория двигателей внутреннего сгорания и теории автомобилей, а также кабинеты устройства автомобилей.
Большое внимание уделялось усовершенствованию и развитию материальной базы кафедры. В 30-е года здесь проводились исследования в отрасли теории расчета двигателей внутреннего сгорания и механизмов трансмиссии автомобилей. Научные исследования возглавил кандидат технических наук, доцент И.Е. Любарский. В это же время на кафедре была организована аспирантура. В частности, с 1939 года аспирантом кафедры «Автомобили и двигатели» был Б.В. Решетников, который затем заведовал кафедрой, был ректором ХАДИ. Хотя аспирантуру Б.В. Решетникову закончить не довелось, так как началась война.
Кафедра «Автомобили и двигатели» в 1945 году была реорганизована в кафедру «Автомобили» и под таким названием существовала до 1953 года, потом снова реорганизована в кафедру «Автомобили и двигатели», до 1967 г. неоднократно реорганизовывалась и работала как кафедра «Автомобили и мотоциклы», «Автомобили и электротехника» и, наконец, снова – «Автомобили и двигатели».
С 1945 по 1956 год кафедрой заведовал кандидат технических наук, доцент Б.В. Решитников.
С 1956 по 1962 гг. кафедру возглавлял кандидат технических наук, доцент А.Б. Гредескул.
В период творческого отпуска А.Б. Гредескула с 1962 по 1964 гг. обязанности заведующего выполнял кандидат технических наук, доцент А.Р. Сухоруков, в дальнейшем, до 1986 года, кафедрой бессменно заведовал доктор технических наук, профессор А.Б. Гредескул.
В 1967 году кафедра реорганизована в кафедру автомобилей, в 1973 году ей от кафедры эксплуатации автотранспорта передана лаборатория скоростных автомобилей.
С 1986 до 1997 гг. кафедрой заведовал кандидат технических наук доцент В.Н. Алексеенко.
С декабря 1997 года, коллектив кафедры возглавляет кандидат технических наук, профессор В.И. Клименко.
На кафедре в 1995 году защищена докторская диссертация доцентом А.С. Федосовым, а в 1998 году – профессором А.Н. Туренко.
В первое десятилетие двухтысячных годов на кафедре автомобилей работало 44 человека, в том числе 3 доктора технических наук, 5 профессоров, 13 кандидатов технических наук (из них 11 доценты), 2 ассистента, 5 работников учебно-вспомогательного персонала, 12 инженерно-технических работников лаборатории скоростных автомобилей. На кафедре действует аспирантура, в которой ежегодно обучается от 4-х до 6-ти аспирантов, подготовлено более 50 кандидатов технических наук. Сотрудники кафедры Я.Е.Чередниченко и В.Б. Пильгуй участвовали в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Инженер кафедры И.В. Андреев участвовал в военных действиях в Афганистане.
Преподаватели кафедры вели занятия по 31 дисциплине со студентами разных специальностей трех дневных факультетов, колледжа, ФЗО и ФПК. В 1998 и 1999 годах кафедра подготовила 31 специалиста по новой специальности «Автомобиле- и тракторостроение». 22 выпускника - по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» дневной и заочной форм обучения. За годы существования кафедры подготовлено и выпущено большое количество специалистов автомобильного транспорта, которые сейчас успешно работают в разных сферах деятельности, создают славу и авторитет нашему университету.
В 1997 году вышла в свет монография А.М. Туренко «Повышение эффективности торможения грузовых и пассажирских автотранспортных средств с пневматическим тормозным приводом», преподавателями кафедры издано 6 учебных пособий. Коллектив кафедры видит свое будущее в применении современных технологий и оборудования. В начале двухтысячных на кафедре начинает действовать класс САПР, где студенты, начиная с первого курса и заканчивая дипломным проектированием, овладевают основами систем автоматизированного проектирования машин и механизмов.
На кафедре, под руководством А.М. Туренко, разработаны и внедрены в серийное производство, на Волчанском агрегатном заводе, семейство аппаратов пневматических систем автотранспортных средств, используемых Львовским и Ликинский автобусными заводами, Кременчугским автомобильным заводом, троллейбусным заводом в г. Энгельсе, Ставропольским заводом автомобильных прицепов. Южным машиностроительным заводом (г. Днепр) и другими заводами, которые поддерживают с кафедрой тесные творческие связи, касающиеся конструирования автомобилей, автобусов, троллейбусов, прицепов. Семейство аппаратов пневматического тормозного привода имеет ряд оригинальных технических решений, защищенных четырнадцатью патентами Украины и России и имеют выходные характеристики на уровне лучших мировых образцов. Сотрудниками кафедры выполнен полный цикл работ по разработке конструкции, изготовления опытных образцов и испытанию в стендовых и дорожных условиях регуляторов тормозных сил, регуляторов уровня пола, пневмогидравлического усилителя привода сцепления. А.М. Туренко, В.И. Клименко, В.А. Богомолова, Л.А. Рыжих в соавторстве выполнена работа «Разработка теоретических и практических основ создания и промышленного освоения нового поколения конкурентоспособных, высокоэффективных и надежных аппаратов пневматических систем дорожных транспортных средств», которая получила Государственную премию Украины в области науки и техники.
Значительных успехов достиг коллектив лаборатории скоростных автомобилей, который в настоящее время создал более 30 рекордно-гоночных и шоссейно-кольцевых автомобилей. Общее число рекордов автомобилей с маркой «ХАДИ» достигло 36, и 9 из них являются международными достижениями. Спортсмены ХГАДТУ в этот период активно принимают участие в чемпионате Украины по шоссейно-кольцевым гонкам, завоевывают призовые места.
Активное участие в научной работе кафедры и создании гоночных автомобилей принимают студенты. Ежегодно защищаются 5 - 6 дипломных проектов с разработками конструкций гоночных автомобилей.
Лучшие традиции кафедры автомобилей, заложенные профессором А.Б. Гредескулом, не только сохраняются, но и приумножаются в настоящее время. В 1998 году на кафедре была защищена докторская диссертация профессором А.Н. Туренко, в 2001 году - профессором В.А. Богомоловым, в 2005 году - профессором В.П. Волковым, в 2013 году - доцентом С. М. Шуклиновым, в 2016 году доцентом А.В. Сараевым и в 2019 году профессором В.И. Клименко. В последние годы на кафедре издано 15 монографий, 4 учебника, 12 учебных пособий, 32 наименования методических указаний по дисциплинам кафедры. Разработаны курсы лекций по таким новым дисциплинам, как «История инженерной деятельности», «Прикладная теория колебаний», «Эргономика и дизайн», «Основы САПР в автомобилестроении», «Автотехническая экспертиза». Подготовлено и выдано Государственный стандарт Украины «Пневматические приводы дорожных транспортных средств. Термины и определения». Получено 25 патентов Украины, 8 патентов России. В настоящее время в учебном процессе используется, оснащенная современным оборудованием, ходовая лаборатория на базе автобуса МАЗ-256200, где установлена видеотехника, мультимедийные системы. Класс САПР оснащен 30 современными компьютерами, включенными в локальную сеть и сеть Internet. Визитная карточка всего нашего университета - лаборатория скоростных автомобилей имени В.К. Никитина. Первого сентября 2016 года студенческое проектно-конструкторское бюро лаборатории скоростных автомобилей отмечает свое 55-летие. В 1973 году кафедре автомобилей от кафедры эксплуатации автотранспорта приказом ректора Б.В. Решетникова была передана лаборатория скоростных автомобилей. Она стала базой для учебных, творческих и научных поисков многих студентов и выпускников университета. Долгое время ее возглавлял рекордсмен мира и СССР, талантливый конструктор и не менее талантливый воспитатель молодежи - Владимир Константинович Никитин. Воспитанники и ученики В.К. Никитина 15 июля 2016 года собирались в стенах лаборатории скоростных автомобилей отметить 105-ю годовщину со дня рождения своего учителя. Это говорит о многом, прежде всего - об уникальности этого человека. На кладбище пришли почтить память В. К. Никитина возложением цветов, говорили слова любви и благодарности этому человеку за все, что он сделал. Марка «ЛСА-ХАДИ» стала известной всему миру как уникальная школа подготовки студенческой молодежи в области конструирования и эксплуатации специальных автомобилей для спорта. За 55-летнюю историю существования ЛСА было спроектировано и изготовлено 34 различных автомобиля, которые участвовали в соревнованиях по установлению рекордов скорости на кольцевых автомобильных гонках, а также в последние годы в соревнованиях по топливной энергоэффективности. Самые известные из этих автомобилей: - спортивно-туристские автомобиля - «ХАДИ-2», «ХАДИ-15»; - рекордные - «ХАДИ-3», «ХАДИ-4», «ХАДИ-5», «ХАДИ-7», «ХАДИ-9»; - шоссейно-кольцевые и скоростные автомобили - «ХАДИ-8», «ХАДИ-10», «ХАДИ-31», «ХАДИ-33»; - рекордные электромобили - «ХАДИ-11Е", "ХАДИ-13Е", "ХАДИ-21Э», «ХАДИ-23Е»; - дрегстеры - «ХАДИ-22», «ХАДИ-26», «ХАДИ-27». Каждый из перечисленных автомобилей - уникальный по своей конструкции. Так, «ХАДИ-2» - первый советский автомобиль, кузов которого изготовлен из стеклопластика; «ХАДИ-3» - рекордно-гоночный автомобиль занесеный в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький рекордно-гоночный автомобиль; «ХАДИ-7» - автомобиль с газотурбинным двигателем и приводом на задние колёса, который установил три рекорда скорости; «ХАДИ-9» - автомобиль с реактивной тягой, предназначен для установки абсолютных рекордов скорости на суше; «ХАДИ-34» - неоднократно принимал участие в екомарафони «Shell», установил рекорд Украины по энергоэффективности, проехал 575 километров на одном литре топлива.
В 2016 году масштабные соревнования «Shell Eco-marathon Europe 2016» проходили в Великобритании. Команда ЛСА-ХАДИ прошла жёсткий отбор, представляя Украину среди 229 команд из 29 стран мира, получила особую награду - большой кубок «За стойкость и лучший командный дух». Продемонстрировали эти качества заведующий лабораторией И.В. Лукашев, капитан команды А.А. Чернышев, пилоты А.С. Чернышева, В.А. Годзь. За время проведения рекордных заездов студентами и сотрудниками лаборатории установлено 42 всесоюзных рекорда скорости, 16 из которых превышают мировые достижения, один - рекорд Украины. Спортивная команда «ЛСА-ХАДИ» принимает участие в чемпионатах Украины по шоссейно-кольцевым автомобильным гонкам и почти в каждом соревновании занимает призовые места. Нельзя обойти вниманием и лабораторию экспертизы транспорта. Это структурное подразделение кафедры занимается оценкой соответствия автотранспортных средств (самостоятельно изготовленных или переоборудованных) требованиям нормативных документов и выдает соответствующий техническое заключение. На кафедре эффективно работает структурное подразделение, занимающееся подготовкой рабочих профессий, - курсы водителей. Студенты нашего университета, других вузов, а также граждане города Харькова в аудиториях кафедры при выполнении учебных выездов на автомобилях получают профессию водителя категорий «В», «В и С», «С». Главный показатель оценки эффективной работы коллектива кафедры - это количество и качество подготовки специалистов и ученых. За все годы своего существования кафедра выпускала ежегодно в среднем 25-30 инженеров, и, таким образом, дипломы получили более 3800 молодых специалистов, из них более 55 - иностранные граждане. Из всего количества выпущенных специалистов 322 - выпускники по специальности «Колесные и гусеничные транспортные средства», среди которых 2 иностранных гражданина. Гордость кафедры - это ее выпускники. Дипломы с отличием получили 225 выпускников. Кафедра гордится тем, что в ее коллективе выросли инженеры, будущие заведующие кафедрами - Б.Е. Коротенко, Б.Б. Генбом, А.М. Холодов, Л.П. Гречко, В.А. Перегон, М.А. Подригало, В.П. Волков, декан Тольятинського технического университета В.М. Скутнев. Многие выпускники возглавляют организации и предприятия различного уровня. Вот уже восемнадцать лет кафедра выпускает специалистов и магистров по специальности «Колесные и гусеничные транспортные средства»; в настоящее время специальность называется «Отраслевое машиностроение». Наиболее одаренные выпускники этой специальности пополнили преподавательский корпус кафедры, пройдя через аспирантуру и защитив кандидатские диссертации. В своём большинстве подготовленные кафедрой специалисты работают на промышленных предприятиях, коммерческих структурах и учреждениях. На кафедре функционирует аспирантура и докторантура. Кафедрой подготовлено 55 кандидатов технических наук, из них 3 кандидата технических наук - иностранные граждане. Коллектив кафедры смотрит в будущее с энтузиазмом - впереди реализация новых планов и грандиозных идей, так как есть творческий потенциал и ученые, способны воплотить в жизнь самые смелые мечты и начинания.