Опытные детали и агрегаты

Пневмодвигатель был разработан на базе карбюраторного двигателя воздушного охлаждения МеМЗ-968. В связи с тем, что пневмодвигатель работает по двухтактному циклу, пришлось изменить конструкцию коленчатого вала и заменить крестообразный вал плоским с углом 180° между кривошипами.

Коленчатые валы

Клапанные головки были заменены плоскими крышками со штуцером с внутренним диаметром 20 мм, через который входит и выходит сжатый воздух.

Важным элементом пневмодвигателя является золотниковый распределитель, который обеспечивает впуск сжатого воздуха в цилиндр и выпуск отработанного воздуха в порядке работы цилиндров.

Золотниковый воздухораспределитель

Золотниковый распределитель расположен в развалке цилиндров, имеет цилиндрическую конструкцию и приводится в движение цепной передачей от коленчатого вала. Ротор золотника установлен в корпусе с малым зазором 0,05...0,07 мм, поэтому золотниковый распределитель имеет небольшие утечки воздуха. На рисунке проиллюстрирован внешний вид пневмодвигателя.

Пневмодвигатель

Так как пневмодвигатель работает на малой частоте вращения (n = 200...1000 об/мин) и большом крутящем моменте, масляный насос имеет автономный электропривод. Известно, что сжатый воздух имеет сравнительно низким энергетическим потенциалом, а следовательно пневмодвигатель имеет большой удельный расход энергогносителя, поэтому возникает проблема его экономного расходования. В разработанном двигателе используется высокая степень его расширения, но при этом выходящий воздух имеет низкую температуру (-20...-60°С). Возникла идея его подогрева на впуске до 200°С и выше.

Учитывая то, что при работе пневмодвигателя в условиях гибридной силовой установки автомобиля рационально изменять фазы воздухораспределения в широком диапазоне вплоть до перевода его в режим компрессора для рекуперативного торможения и пополнения баллонов сжатым воздухом, на кафедре проводятся работы по созданию пневмодвигателя с клапанным приводом. Предполагается приводить в движение клапаны быстродействующей гидравлической системой с электронным управлением.

Чертеж двигателя с клапанным приводом

Для более подробного ознакомления с результатами исследования пневмодвигателя гибридной силовой установки, проведенной на кафедре ДВС ХНАДУ, можно обратиться к литературным источникам.

Вверх